Уважаемые коллеги!

1 марта 2018 года исполнилось 90 лет со дня рождения Баскакова Альберта Павловича.

Большое спасибо за переданные воспоминания.

Рукопись, подготовленная библиотекой, передана в редакционный отдел.

Перед передачей книги в печать пришлю на согласование воспоминания.


С уважением,
к.т.н., доцент кафедр  "Т и Т" и "БЖД"
Волкова Юлия

8 902 87 79 606

   

ЛУММИ АДОЛЬФ ПАВЛОВИЧ

Опубликовано 22.12.2017

В память об А.П. Баскакове.
Практически все годы я проработал под руководством Альберта Павловича - сначала с 1961 г. в УФАНе, затем в УПИ-УрФУ или на одной кафедре Промышленная энергетика или вместе с ним в этом же коллективе на той же кафедре, получившей название Теплоэнергетика и Теплотехника.
Я, как молодой специалист и окончивший кафедру ПТЭ, перенял от Альберта Павловича громадный опыт научной, педагогической и общественной деятельности. Хочу выделить основные моменты, уроки, которые я приобрел под его руководством и значительном влиянии.
Он научил меня:
1 урок. Пунктуальности, точности: точного прибытия на работу, лекционные и практические занятия, консультации, а также свидания, встречи; как преподавать, общаться со студентами.
2 урок. Правдиво, кропотливо и тщательно обрабатывать результаты работы (написание статьи или составление плана работы, составление конспектов лекций, выступлений). При написании первых статей он иногда был недоволен исполнением, говорил, что нужно переработать, материал представить корректно и вся работа должна отвечать идее эксперимента. Конечно, были случаи, когда процесс написания работы не проходил гладко, тогда её переделывал несколько раз. А иногда вспоминал про первые экземпляры и дорабатывал их.
3 урок. Он научил меня любить спорт. Практически вся деятельность Альберта Павловича проходила под эгидой спорта. Меня сильно поразил случай, когда мы возвращались с консультации из Энегоцветмета и торопились на собрание отдела энергетики и автоматики, где Альберт Павлович должен был отчитаться о проделанной работе и представить план будущих работ в лаборатории к утверждению. Поэтому мы решили к УФАНу подъехать на 24 автобусе и - пошли к «городку чекистов», где была остановка. Вдруг показался автобус и мы сначала пошли быстрее, а потом побежали, чтобы сесть в автобус. Я закричал Альберту Павловичу, что задержу. Однако он крикнул, что догонит, потом как-то присел - стал в два раза меньше ростом и буквально «семимильными» шагами перегнал меня и запрыгнул в автобус. Зайдя в автобус я долго не мог отдышаться, а Альберт Павлович что-то говорил при совершенно свободном дыхании как будто и не было никакого спурта. Сам он практически всегда занимался спортом. Много раз преподаватели кафедры играли в футбол с сотрудниками проблемной лаборатории. Вратарем у преподавателей почти всегда был Альберт Павлович. Сотрудники ворчали, что защитником ворот был их начальник, но тем не менее они умудрялись переиграть нас. Обычно за преподавателей играли З.Н. Кутявин, Ю.М. Голдобин, Е.Я. Гимпельман, И.В. Кирнос, А.П. Лумми и др. преподаватели.
Его любимым занятием было катание на лыжах. На вопрос, заданном ему, как прошёл день рождения, он отвечал, что скольжение лыж было нормальным и помню, когда ему исполнилось 50 лет он сказал, что прошел на лыжах 60 км! А когда исполнилось 60 лет, то – тоже 60 км!
Урок 4. Работать правильно с научной и технической литературой. Когда он работал с литературой, то заполнял обычно по два листочка–формуляра с названием литературы и краткой аннотацией статьи, книги: один себе, а один мне (или кто работал с этой тематикой). У него эти сведения были собраны по алфавиту в ящичках. Во время аспирантуры он обязательно давал список литературных изданий, необходимых для теоретического изучения тематики. Он много времени проводил в читальном зало при изучении литературы. При этом всегда говорил, что надо обязательно давать ссылку на используемый литературный материал.
В читальном зало была выставка об Альберте Павловиче, как о выдающемся учёном теплотехнике.
Урок 5. Правильному взаимоотношению с людьми. Нельзя говорить громко, тем более кричать. Нужно внимательно выслушать собеседника, а потом отвечать ему. Конечно, в жизни это не всегда получалось. Я вспоминаю о наших отношениях. Иногда мы при обсуждении какого-нибудь вопроса переходили на весьма сердитый говор, который заканчивался ссорой. Обычно на другой день я приходил к Альберту Павловичу с извинениями, что некорректно вёл себя. Однако он сразу тоже что-то говорил, как будто извинялся. Со временем я понял, что наши характеры сильно сходятся при взаимоотношениях с людьми: т.е. сначала мы ведём мирный дружественный разговор, а при несогласии с чем-то начинаем медленно «взрываться». Конечно, это большое искусство провести какой-то неприятный разговор в розовых тонах….
Урок 6. Правильно воспринимать цель и содержание научных и технических работ, достижений, идей. В этом плане сам Альберт Павлович обладал каким-то специфическим чутьем. Имея за плечами высшее техническое образование и аспирантуру с докторантурой он удивительно точно выносил свой вердикт работам с физико-математической тематикой. И всегда говорил, что работа сделана не корректно, если в ней были ошибки в теоретической части математической или тем более физической интерпретации.

Урок 7. Правильно вести лекционные и практические занятия. Составить план и тщательно готовиться. Несколько раз прочитать написанное для лучшего запоминания (с хронометрированием). Я помню первую лекцию, которую я провёл вместо преподавателя. Альберт Павлович на лекцию пригласил аспирантов (будущих преподавателей) и работающих преподавателей и просил их отметить положительные и отрицательные моменты ведения мной лекции. После лекции он попросил каждого присутствовавшего на лекции высказаться, отметив все недостатки. Я считал, что лекцию провёл хорошо. Каково же было моё удивление, когда аспиранты и преподаватели «вылили на меня ушат неточностей». Конечно, отмечалось всё, что можно было отметить: и взаимное приветствие, и положение лектора в момент изложения лекционного материала (говорить только повернувшись к аудитории), и пользование доской и мелом, и учет явившихся и не пришедших студентов, и четкость дикции, и пользование конспектом или планом лекции, и т.д. Я бледнел и краснел от такой критики. После этих разборов Альберт Павлович пригласил меня в кабинет и сказал, что он сам не ожидал такого въедливого обсуждения, а в общем всё хорошо - практически нормально, исправишься и можешь читать лекции.
Урок 8. Как правильно оформлять и издавать пособия, книги. Узнав, что я собираю материалы для издания книги по истории теплоэнергетического факультета, Альберт Павлович предложил мне познакомиться с изданием книг с его участием (речь шла и о книге «Теплотехника», которая считается одной из лучших изданных книг не только на Урале). Я досконально просмотрел указанные им издания. Довольно долго я собирал по кафедрам и в архиве исторические и биографические данные. Наконец, в 2004 году книга была издана. После просмотра книги Альберт Павлович опять дал ряд общих советов по изданию книг. В частности он покритиковал за нечеткое использование вставок другого шрифта в разделах и, как ему показалось, разделы были скомпонованы не по порядку. Эти замечания были весьма полезными и я, конечно, принял к сведению эту критику, учёл при публикации следующих изданий.
Урок 9. Правильно проектировать и тщательно изготовлять экспериментальные установки. Мне при окончании аспирантуры была дана тематика «Перемешивание, газообразование и теплообмен в установках с кипящим слоем большой высоты» и она совпала с темой хозяйственного договора. С помощью завода были спроектированы и смонтированы две полупромышленные установки кипящего слоя. Мы с Альбертом Павловичем около месяца занимались эскизами установок, а потом ещё много времени потратили на консультации по рабочим чертежам и изготовлению установок. Холодная установка предназначалась для изучения перемешивания струй вторичного воздуха с кипящим слоем, а другая – горячая полупромышленная для изучения перемешивания и теплообмена в кипящем слое с размерами в плане 250х820мм и высотой 2000 мм (для термообработки листов и деталей 400х600 мм и толщиной до 25 мм) при температурах 900-1050 °С. В процессе проектирования очень ярко проявились такие свойства Альберта Павловича, как научное предвидение результатов, четкость выполнения поставленных задач, какое-то обостренное чувство – чутьё, инженерная грамотность. Это несмотря на то, что для кипящего слоя большой высоты почти не было научных сведений. После осмотра смонтированных установок руководитель был впечатлен воплощением практически его же проекта в металл и на мой вопрос «Как?» - поднял большой палец правой руки.


Это часть того, что ещё можно сказать об Альберте Павловиче.

С уважением Лумми Адольф Павлович.

Декабрь 2017 г.